Адаптация в детском саду Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем
школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая
чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные
респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и
дома. В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше
отдавать ребенка в детский сад до трех лет - якобы он легче адаптируется в
новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду.
Действительно, как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя
называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются
даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается
развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется
ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить
плохую службу во взрослой жизни. Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть
возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же
хочу сказать, что рождение второго ребенка - это не повод отвести старшего в
детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а
помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.
Налаженный с детства контакт между детьми - это хороший фундамент для их
будущих взаимоотношений. Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то
постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.
1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на
ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в
другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду.
Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.
2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен
таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени,
когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не
спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь
играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету,
рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень
полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать
ситуацию коллективного тихого часа.
3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же
время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно
научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а
заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните
"кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность
употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита.
Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца
вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о
возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с
проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть
мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают
причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно.
Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и
эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему.
Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом
постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте
ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко,
сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки
зрения контраста температур.
6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой.
Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо
знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя
хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня,
то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию"
расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме
при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку"
или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а
также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят
за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и
аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы.
Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое
поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность
мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в
его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или
иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой
ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше
всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда
малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы
сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго,
просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему
поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит
за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно
расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много
вы успели сделать, потому что он помог вам.
7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со
сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад,
мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.)
Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите:
научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои
игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ,
находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется
большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди.
Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу
самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с
другом и с "дежурной" мамой.
8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад
только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае
малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою
любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться